Многие
российские компании считают далеко не первостепенным делом создавать миссию
компании. На первом этапе развития компании создание миссии может быть не столь
важным, однако в период роста и развития компании миссия может послужить важным
элементом стратегии фирмы. На этапе развития для компании становится важным
формирование доверия со стороны внешней и внутренней среды. Именно тогда и
появляется потребность в формировании миссии организации.
Специалисты выделяют следующие функции миссии:
- формирование перед сотрудниками и обществом целей компании;
- пояснение концепции фирмы перед сотрудниками и будущими кандидатами;
- распределение ресурсов организации и формирование принципов их распределения.
Миссия задает ключевые направление развития бизнеса, формирует устойчивый имидж и репутацию.
Предлагаем рассмотреть основные принципы создания миссии.
Создание мотивации
Без сформированной миссии компании сотрудники воспринимают свою работу как обязанность. На этапе становления фирмы стоит создать концепцию деятельности и задать правильное направление движения. Японцы имеют на данный счет следующую поговорку: «Видение без действия – это всего лишь мечта, а действие без видения – это полный кошмар».
Формирование команды
Для формирования миссии стоит задействовать руководителей всех уровней. Любое совместное мероприятие формирует чувство причастности к процессам, которые происходят в компании. При совместном создании миссии можно более профессионально отразить стратегические цели бизнеса.
SMART подход утверждает, что цели компании должны быть: конкретными, должны поддаваться измерению, быть возможными к достижению, иметь реалистичность, гибкость и четкие временные рамки.
Миссия должна быть донесена и понятна каждому сотруднику
Формирование миссии компании должно учитывать все уровни пирамиды управления компании. Правильное разъяснение миссии послужит действенным инструментом в восприятии работниками рынка и основной стратегии развития компании в будущем.
Донесения мисси до всех сотрудников, начиная с руководителей, заканчивая рядовыми работниками, формирует корпоративную культуру компании.
Для этого следует:
- проводить регулярные сборы всего персонала с участием руководителей высшего уровня;
- создавать печатную продукцию в виде свода корпоративной этики и правил компании для существующих и новых сотрудников.
Миссия компании не должна быть сформирована на желании получения прибыли
Несмотря на то, что создание любого бизнеса – это, прежде всего, получение прибыли, миссия не должна ставить перед собой такую цель. Получение прибыли и увеличение объемов продаж – это лишь следствие эффективной деятельности компании. Миссия призвана задумываться о нематериальных ценностях, которые вследствие их воплощения в жизнь смогут принести прибыль.
Приведем примеры наиболее эффективных миссий мировых компании:
Косметическая комапния «Mary Kay»:
«Украшать жизнь женщин во всем мире».
Компания фототехники «POLAROID»:
«Наша цель — совершенствование и развитие рынка мгновенных фотографий и цифровой аппаратуры для удовлетворения растущей потребности людей запечатлять на фотографиях лица родных и друзей, дорогие сердцу места и смешные мгновения жизни».
Компания «Apple»:
«Мы предлагаем компьютеры самого высокого качества для людей во всем мире».
Машиностроительная компания «Ford»:
«Удовлетворять наших клиентов за счет поставки качественных легковых и грузовых автомобилей, разработки новых видов продукции, уменьшения времени промышленного внедрения новых транспортных средств, повышения эффективности всех предприятий и производственных процессов, создания партнерских отношений с работниками, профсоюзами, дилерами и поставщиками».