Сколько средств нужно тратить на маркетинг и рекламу для успешной конкурентной борьбы? Этим вопросом задаются все субъекты бизнеса, начиная от корпоративных служащих, генеральных директоров, бухгалтеров, заканчивая мелкими предпринимателями и мега компаниями. Многие предприятия выбирают для себя стратегию игнорирования факта расчета этого показателя, периодически выделяя средства, которые «не жалко». Однако, опыт компаний по всему миру доказывает, что успех приходит лишь к тем, кто ежегодно планирует затраты на маркетинг и рекламу. Специалисты подтверждают это, и настаивают на том, что данные расходы не должны носить стихийный характер.
Существует два основных фактора, которые влияют на величину рекламного бюджета компании:
- активность действий конкурентов;
- тип и сегмент рынка, который занимает компания.
Расчет показателя затрат очень индивидуален. Мы приведем для примера опыт американского и российского бизнеса в сфере затрат на рекламу.
Статистика затрат на рекламу исходя из типа рынка.
Американские маркетологи рассчитали, что производители автомобилестроительной сферы тратят от 2,5% до 3,5% своего валового дохода на рекламу. Предприятия рынка спиртных напитков выделяет от 5,5% до 7,5% от реализации. Компании, которые представлены на рынке продажей продуктов питания, одежды, косметики, бытовой химии затрачивают на рекламу от 4% до 10%. Расходы на рекламу и маркетинг сферы услуг может колебаться от 5% до 15% от дохода компании.
Американская практика распределения затрат исходя из типа рекламы приводит следующие данные.
- Телевидение – 35%.
- Печатные СМИ – 38%.
- Наружная реклама – 3%.
- Радио – 7%.
- Интернет – 17%.
Распределение популярности рекламы зависит от менталитета, степени культуры и привычек жителей той или иной страны. Так, российская практика распределения затрат исходя из типа рекламы показывает следующее.
- Реклама на телевидении – 46 % всего рекламного бюджета. Однако этот показатель стремительно падает с развитием новых технологий и интернета.
- Печатные СМИ – 32%.
- Наружная реклама — 16%. Из года в год увеличивается процент влияния данного вида рекламы.
- Радио — 4%.
- Интернет — 2%. Показатель увеличивается пропорционально уменьшению влияния рекламы на телевидении.
Если вам не удается точно рассчитать нужный процент затрат на рекламу, то используйте общепринятую схему. Стоит начать с 5% от валового дохода компании в год.
Затем следует изменить расходы в сторону уменьшения или увеличения на основе анализа рынка, жизненного цикла компании, действий конкурентов и других факторов, которые влияют на сумму инвестиций в рекламу.